Конвенция о правах ребенка

Один из участников открытия «Центра, Дружественного молодежи» в Пинске, 2009г.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка (КПР, на английском – Convention on the Rights of the Child (CRC)). Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека – прав детей.

Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств, так как она устанавливает базовые стандарты благополучия детей на разных стадиях их развития и является первым в истории универсальным, юридически оформленным кодексом прав ребенка.

В 1996 году по инициативе Франции было принято решение отмечать День прав ребенка 20 ноября – в день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция состоит из 54 статей, отвечающих четырем фундаментальным принципам:

  • Недискриминация: Ваша национальность, цвет кожи, пол, язык, религия, национальное, социальное или этническое происхождение, политические или иные взгляды, статус и состояние здоровья не могут являться ни преимуществом, ни недостатком.
  • Наилучшие интересы ребенка: при принятии любых решений, касающихся детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
  • Выживание, развитие и защита: Органы власти в вашей стране должны защищать вас и помогать реализовать свой потенциал: физический, духовный и социальный.
  • Участие: вы имеете право участвовать в принятии решений, касающихся детей и добиваться того, чтобы ваше мнение было принято в расчет.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отмечены такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5-9 марта 1990 года в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила Конвенции о правах ребенка состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции – об участии детей в вооруженных конфликтах (150 стран-участников на октябрь 2012 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (160 стран-участников на октябрь 2012 года). В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в апреле 2014 года. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребенка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола.

Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Конвенция о правах ребенка (детская версия)

http://un.by/childs_rights/index.html