Переосмысление «экранного времени» в период пандемии COVID-19

Как семьям извлечь наибольшую пользу от возросшей зависимости от экранов, помогающих сохранять чувство «нормальности» во время изоляции, при этом соблюдая правильный баланс по отношению к другим важным делам?

Сегодня около 3 миллиардов человек по всему миру находятся на самоизоляции — и почти 90% учащихся и студентов лишены возможности посещать занятия. Неудивительно, что многие дети и их родители все чаще взаимодействуют с внешним миром через экраны гаджетов, отношение к которым некогда было сдержанным или даже осуждающим.

Уже более 130 стран ограничивают передвижение граждан для сдерживания пандемии COVID-19, и пришло время признать роль интернета как важнейшего инструмента для доступа детей к обучению, играм, развлечениям и социальному взаимодействию. Если кратко, времяпрепровождение в онлайн-пространстве может принести им много пользы.

Но у тех родителей, которые и до пандемии беспокоились о количестве времени, проводимого детьми в соцсетях и онлайн-играх, образный «прыжок» к экранам способен вызвать рост беспокойства или даже угнетенности. Как детям и их семьям извлечь наибольшую пользу от возросшей зависимости от экранов, помогающих сохранять чувство «нормальности» во время изоляции, при этом соблюдая правильный баланс с другими важными видами деятельности?

Как быть по поводу рисков?

Ряд недавно проведенных качественных исследований указал на довольно несущественное влияние экранного времени на психическое здоровье и благополучие детей. Прочие факторы, а именно родительская поддержка, отношения в семье или отрицательные переживания в детстве влияют на них сильнее, чем время у экранов устройств и гаджетов. В числе этих исследований — крупномасштабные (более 350 000 детей), динамические (лонгитюдные) исследования среди детей в Соединенном Королевстве, дневниковые исследования в Соединенном Королевстве, Ирландии и США. В странах с низким/средним уровнем дохода научно-доказательная база по-прежнему мала ввиду более ограниченного доступа.

В недавнем докладе ЮНИСЕФ Growing up in a Connected World («Взросление в “подключенном” мире») говорится, что пусть небольшой процент детей неизбежно столкнется с отрицательным опытом при использовании цифровых технологий, это напрямую не связано с количеством времени, проводимом в интернете. При анализе такого опыта скорее следует уделять больше внимания тому, что именно дети делают в интернете, просматриваемому ими контенту, а также их жизненной среде и кругам их поддержки в целом. Не слишком долго и не слишком мало — оптимальным для детей представляется как раз достаточное количество экранного времени.

На время у экранов также возлагается вина за дефицит физической активности — ведущий фактор риска смертности во всем мире, также способствующий развитию у детей ожирения. Высказываются мнения, что ограничение времени, проводимого детьми с гаджетами в руках, — это один из способов увеличить физическую активность, но они не подтверждаются исследованиями. Для многих вынужденных изолироваться сейчас людей де-факто справедливо обратное: активные компьютерные игры или видеоролики с упражнениями как раз могут стать лучшей возможностью для физической активности.

Но вернемся к вопросу о балансе. Как нам помочь каждому ребенку его соблюсти — и во время пандемии, и после возвращения жизни в нормальное русло?

Что можно сделать?

Вот ряд ключевых моментов, которые следует учесть:

  • Поддерживать контакт с друзьями очень важно: в такое время в обстановке неопределенности и нарушения обычного уклада для детей крайне важны игры и общение с друзьями. Видеоигры и социальные сети могут стать хорошим вариантом времяпрепровождения в период пандемии, предлагая возможности оставаться на связи во время нехватки социального взаимодействия, развлечься в условиях ограниченности иных возможностей, а также помогая смягчить чувство тревожности и страха.
     
  • Активное участие и родительский надзор: оправданные сомнения по поводу содержания некоторых компьютерных игр и ряда рисков в онлайн-пространстве, способных подстерегать играющих в нем детей, можно смягчать за счет активного родительского участия. Он подразумевает диалог с детьми об их онлайн-впечатлениях, контроль за соблюдением возрастных ограничений игр, в которые они играют, и наблюдение за их общим настроением и получаемым от игры удовольствием. Совместное времяпрепровождение с детьми за компьютерными играми — хороший способ обеспечить их безопасность. А еще оно может принести массу удовольствия!
     
  • Физическая активность перед экранами: помните, что во время пандемии многим детям будет не хватать физической активности в привычном для них объеме. Поскольку процесс обучения, общения и игр пока что «прикован» к экранам гаджета, нам нужны новые варианты помощи детям поддерживать активность. На фоне ограничения перемещений вне дома ВОЗ порекомендовала активные компьютерные игры и удаленные занятия физическими упражнениями как способ сохранения здоровья, не покидая жилища. Это хорошее решение, поскольку оно обеспечивает и физическую активность, и развлечение. Данный совет полезен как во время пандемии COVID-19, так и после возвращения жизни в нормальное русло. ВОЗ также предложила идеи для физической активности на дому без применения средств ИТ, которые пригодятся семьям с ограниченными возможностями подключения к интернету.

Как показывает опыт пандемии COVID-19, мы все больше полагаемся на цифровые технологии. Они стали спасательным кругом для тех из нас, кто вынужден оставаться дома.

Сейчас самое время снова проанализировать предположения, связанные с использованием гаджетов детьми и часто вытекающие из страха перед неизвестным. Противостоять этим страхам может помочь дополнительное время, проводимое родителями вместе с детьми в период изоляции, в течение которого они смогут узнать больше о мире друг друга — и о цифровом, и о физическом.

/////

29 апреля 2020 г. Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, доктор Рашед Сарвар, обратился с открытым письмом к белорусскому бизнес-сообществу и всем жителям страны, чтобы вместе собрать 1,5 миллиона долларов США на экстренную кампанию по приобретению и доставке силами Детского фонда ООН медицинского оборудования и средств защиты для белорусских медработников и людей с COVID-19.

Чтобы сделать платёж прямо сейчас, пройдите по этой ссылке.