Ребенок в кризисном состоянии. Как вести себя учителю?

Поведение учеников в школе может быть напрямую связано с событиями, произошедшими в жизни ребенка и его семьи. Учитель, обращая внимание на такие события, может выявить среди детей группу риска. Сюда входят дети, в жизни которых произошли негативные события (например, смерть близкого, серьезный конфликт со сверстниками, факты насилия, разрыв отношений, развод родителей). Именно эти события могут оказать негативное влияние на состояние и поведение ребенка. Поддержка и внимание учителя могут стать надежной опорой для выхода из кризисной ситуации. 

Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии.

Основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.   

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля. 
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол. 
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц. 
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда перестанет говорить ребенок. 
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила. 

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.

Если ребенок говорит: 

- «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.».

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Когда я был (а) в твоем возрасте…»

- «Не ленись, займись делом!»

 

Если ребенок говорит:

«Я расстроен, все кажется таким безнадежным…».

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть, и какую из них надо решить в первую очередь».

- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу». 

- «Хватит ныть».

 

Если ребенок говорит:

«Я совершил ужасный поступок…»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Давай сядем и поговорим об этом».

- «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»

- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Надо было сначала думать, потом делать!». 

- «Что посеешь, то и пожнешь!».

 

Если ребенок говорит:

«Всем было бы лучше без меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Кому именно?».

- «На кого ты обижен?».

- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Если ребенок говорит:

«Вы не понимаете меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно».

- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Я очень хорошо тебя понимаю».

- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».

 

Если ребенок говорит:

«А если у меня не получится?»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».

Нерекомендуемый вариант ответа:

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».

 

Важно сохранять заботу и поддержку, даже если критическая ситуация миновала. Очень часто взрослые расслабляются и перестают уделять необходимое внимание детям, думая о том, что кризис миновал. Эмоциональные проблемы и душевная боль, не проходят быстро и редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади.