Эти советы помогут развивать детей младшего возраста во время пандемии

Недавние события, ставшие результатом вспышки коронавирусной инфекции COVID-19, привели к изменению повседневных реалий для многих детей и родителей. По мере того, как все больше семей сталкиваются с проблемами, вызванными необходимостью социального дистанцирования, само-карантином, закрытием школ и офисов, стресс становится всё более реальной угрозой.


Стресс возникает не только из-за беспокойства по поводу проблем со здоровьем, но и из-за того, что мы сталкиваемся с новой реальностью внезапной необходимости оставаться дома в течение многих дней с детьми, чей привычный повседневный график также отказался нарушен. Дети могут столкнуться со значительными изменениями привычного распорядка (например, закрытие школ и детских садов, социальное дистанцирование, необходимость сидеть дома), что может повлиять на их ощущение организованности, предсказуемости и безопасности.

Домашняя изоляция и отсутствие контактов и игр со сверстниками часто приводит к повышенной тревожности детей. Детям может быть трудно понимать то, что они видят в Интернете или по телевизору - или слышат от других людей - поэтому они могут оказаться особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и грусти. Отсутствие возможности у детей для игр и занятий на свежем воздухе может усугубить стрессовое состояние родителей по мере того, как дети становятся более беспокойными и капризными.

Это руководство призвано помочь вам спланировать и выработать варианты того, как организовать свое время, как разговаривать с детьми и помогать им развиваться даже в условиях сложившихся обстоятельств.

Установите и поддерживайте распорядок дня 

  • Составьте распорядок вместе с ребенком. Нарисуйте вместе распорядок дня, чтобы визуализировать ключевые действия, для наглядности последовательности и порядка
  • Организуйте распорядок дня таким образом, чтобы он совпадал с графиком, к которому ребенок привык в саду до того, как ситуация изменилась (приемы пищи, игровое время, перерывы на перекусы и сон, баланс активных, спокойных и обучающих занятий)
  • Привлекайте детей к повседневным домашним делам, поручайте им отдельные задания или придумывайте роли (помогать накрывать на стол, поливать растения, складывать вещи после стирки и т.д.)
  • Включайте в распорядок занятия для всей семьи — обед или ужин в полном составе, игры всем вместе, совместное тихое время. Старайтесь не нарушать график и распорядок, поскольку последовательность и предсказуемость помогает формировать у детей чувство безопасности и защищенности

Не забывайте заботиться о самих себе

  • Планируйте небольшие перерывы в семейных делах и посвящайте их только себе (прогуляться наедине, принять ванну, поболтать по телефону с друзьями) либо используйте тихое время дня для отдыха и восстановления
  • Родители — тоже люди и когда они берегут себя, у них повышается устойчивость к стрессу и возможность обеспечивать надлежащую поддержку развития их детей
  • Найдите с вашим партнером возможность уделять время друг другу и заботиться друг о друге

Продумайте заранее варианты игровой и обучающей деятельности  

  • Составьте список того, чем можно заняться дома или на улице, в зависимости от обстоятельств 
  • Вся деятельность должна быть сбалансированной — физическая активность (подвижные игры на улице, катание на велосипедах, или занятия дома, такие как танцы, йога, строительство замков из подушек и коробок) должна сопровождаться более спокойными занятиями (рисование или раскрашивание, истории и рассказы, пение, разучивание стихов, головоломки, настольные игры) и периодами покоя (отдых, совместное чтение) 
  • Позвольте детям выбирать, чем им заняться, и помните, что они редко могут сконцентрироваться надолго, и могут быстро утратить к чему-то интерес 
  • Важнее, чтобы все обучающие мероприятия были позитивными и интересными, а не стремиться к закреплению каких-то школьных навыков у детей младшего возраста. Интересные и приятные форматы — чтение, рассказы, игры — это всё веселые способы стимулировать обучение детей младшего возраста без лишнего стресса и давления.  
  • Вот список видов деятельности и игр в качестве источника вдохновения 

 Уместное количество времени перед экраном и надлежащий контент

  • Ограждайте детей от ненадлежащего телевизионного/медийного контента — того, который может привести к их большей тревожности и напряженности. Ограничьте объем новостной информации о COVID-19, которую вы потребляете всей семьей, особенно в присутствии детей младшего возраста. Не думайте, что они не слушают и не слышат что-то, даже если не смотрят что-то вместе с вами 
  • Определите уместный объем времени, которое дети будут проводить у экрана, и впишите его в ежедневный график. Следите за тем, чтобы просматриваемые материалы имели надлежащее содержание. Если оставлять детей надолго наедине с телевизором или другими электронными устройствами, это может негативно сказаться на их когнитивном и социо-эмоциональном развитии
  • Дети лучше всего развиваются во взаимодействии с людьми – вместе смотрите программы и обсуждайте содержание
  • Используйте технологии для компенсации ограничений, вызванных социальным дистанцированием (skype, Zoom, whatsapp), чтобы связываться с друзьями и родственниками и общаться с ними

Практикуйте положительные подходы к воспитанию

  • Продолжительное время в домашних условиях дает возможность еще больше сблизиться с детьми посредством совместных занятий и времяпрепровождения
  • Помните, что эта ситуация — это испытание и для детей, и они реагируют на все сообразно своему возрасту и уровню развития. Постарайтесь не формировать завышенных ожиданий по отношению к детям — это поможет вам конструктивно справиться с нежелательными формами поведения (капризы, колики, истерики, проблемы со сном, сложности с кормлением, и т.д.)
  • Найдите с вашим партнером возможность уделять время друг другу и заботиться друг о друге, будьте объектом подражания для своих детей
  • В случае нежелательного поведения со стороны ребенка выбирайте ненасильственные методы воспитания (переключите внимание, сфокусируйтесь на положительных моментах, реорганизуйте среду, сделайте перерыв в деятельности для осмысления ребенком его поведения, поощряйте положительное поведение и т.д.)