Эти 11 игр поднимут настроение всей семье!

Дети постоянно учатся, узнают новое, ежедневно получают новый опыт и новую информацию. Большая часть может быть захватывающей и интересной, однако, часть нового опыта и информации может оказаться непростой и действовать угнетающе. И тут на помощь придет неотъемлемая часть счастливого детства – игра. Благодаря играм ребенок развивается, учится понимать и выражать свои эмоции, свои надежды и желания, справляться со стрессом и преодолевать трудности. Интересные игры снимают напряжение, поднимают настроение, дарят радость, делают жизнь детей более полной, активной и насыщенной.

Мы предлагаем вам примеры таких игр, но, пожалуйста, не забывайте давать простор детской инициативе, использовать фантазию и отступать от шаблона! Поощряйте создание новых сюжетов и игр, которые интересны вашему ребенку. Желаем Вам полезного и приятного совместного времяпрепровождения с детьми!

«Отгадай настроение»
Цель: учиться различать чувства и мысли людей по выражению лица.
Материалы: набор карточек с изображением персонажей с различным выражением лица.
Правила игры: сначала рассмотреть картинки, на которых изображены персонажи с разными выражениями лица. Нужно определить, что за чувства выражают эти герои. Затем карточки перевернуть и перемешать. Детям следует брать карточки наугад и, не показывая никому, постараться передать «настроение» через мимику и жесты. Остальные участники должны отгадать, что это за настроение.
Инструкция для детей: «Сейчас я покажу картинки, на которых изображены персонажи с различным настроением. Давай попробуем отгадать, что это за настроения, а потом назовем их. Хорошо, а теперь возьми любую карточку, внимательно посмотри на нее и определи, какое настроение показано. Никому не показывая, подумай, как ты изобразишь это настроение без слов. Ну что ж, начнем. Отгадай, какое настроение показываю я. А теперь твоя очередь!»

 

«Джебериш»
Цель:
устранение психологического дискомфорта, агрессии, формирование умения понимать и учитывать позицию другого человека, безопасное проявление негативных чувств.
Правила игры: расскажите детям о чудесном языке, на котором можно сказать все, что думаешь — и плохое, и хорошее, поругаться и помириться. Этот язык называется «джебериш». Каждый очень легко может его выучить.
Инструкция для детей: «Если с кем-то повздоришь, мы часто пытаемся сдерживать свои чувства и эмоции. Я тоже так делаю. Давай попробуем научиться выражать все плохое на тайном языке. Он придуман для того, чтобы можно было сказать все-все! И плохое, и хорошее. А потом помириться! Этот язык очень легко выучить — просто включай фантазию! Смотри, как это делаю я: «Харр! Я-я-я-я! Куздра-шуздра! Тратт! Тратт! Тратт! Дуррр! Муррр! Фуррр!» Ну что? Попробуем поругаться и помириться на тайном языке «джебериш»?

 

«Послушаем тишину»
Цель: развитие умения слушать, тренировка наблюдательности.
Правила игры: засечь время 10 минут, удобно расположиться, закрыть глаза и «слушать тишину». Нужно постараться услышать как можно больше различных звуков. Затем открыть глаза и поделиться всем, что услышали.
Инструкция для детей: «Устройся поудобнее, закрой глаза и послушай тишину вокруг нас, постарайся не разговаривать, не шуметь. Когда услышишь сигнал таймера, тихонько открой глаза. И мы поговорим о том, кто что услышал в тишине».

 

«Волшебный дождь»
Цель:
активизация воображения, возможность выразить агрессивные чувства в безопасной форме.
Материалы: газеты и яркие глянцевые журналы (старые номера), что есть дома. Клей ПВА, двусторонний скотч, большой лист бумаги.
Правила игры: Игра состоит из трех этапов. Первый этап: предложите взять себе несколько журналов и газет. Затем решите, за какое время газеты будут разорваны на мелкие кусочки (но не больше 3–4 минут). По сигналу нужно остановиться. Второй этап: также вместе с детьми определите промежуток времени, когда можно всласть побросаться кусочками, а также подбрасывать их вверх, устраивая «волшебный дождь». По сигналу нужно остановиться и перейти к третьему этапу. Опять же, за ограниченное время нужно собрать все кусочки в специальный пакет. В игре очень поможет звуковой таймер. Потом из кусочков можно сделать какие-то аппликации и коллажи.

Инструкция для детей: «Выберите себе несколько журналов и газет. Эти газеты и журналы нужно порвать на мелкие кусочки. Но сначала мы должны определить время, за которое это нужно сделать. Начинаем по сигналу. Это первый этап игры. Теперь за это же время можно бросаться, слепляя из кусочков шары, разбрасывать вокруг, подбрасывать вверх. Это второй этап игры. А теперь третий этап. Как ты думаешь, за сколько минут ты сможешь это убрать? Проверим: быстро собирать все кусочки в этот пакет!»

 

«Закончи фразу»
Цель:
научиться понимать и разграничивать разные чувства, а также осознавать взаимосвязи между действиями, отношениями и чувствами.
Материалы: игровой мячик или мягкая игрушка.
Правила игры: Взрослый бросает ребенку мяч и произносит начало фразы. Ребенок должен вернуть ему мяч, произнеся окончание предложения.
Сначала все фразы придумывает взрослый, а в конце, когда ребенок хорошо поймет смысл игры, он сам может быть ведущим. В «Закончи фразу» можно играть много раз.

Примеры фраз:
• Когда мне страшно, я….
• Когда я сержусь, я….
• Если меня обижают, я…
• Когда на меня кричат, я…
• Я чувствую злость, когда…
• Мне бывает страшно, когда…
• Я счастлив(-а), если…
• Я прыгаю от радости, когда…
• Я грущу, когда мама…
• Я печалюсь, если мои родители…
• Я завидую, когда…
• Я очень люблю…
• Я в ярости, если…
• Мне бы хотелось, чтобы мои друзья…
• Мне бы хотелось, чтобы мама…
• Мне бы хотелось, чтобы папа…
• Я озадачен(-а), когда…
• Я расстраиваюсь, если…
• Я смеюсь, когда…
• Я спокоен (спокойна), даже если…
• Мне нравится, когда…

Инструкция для детей: «Сейчас я буду бросать тебе мяч, говоря начало фразы. Ты должен вернуть мне его, закончив эту фразу по-своему. Например, я говорю: «Я радуюсь, когда…». Ты оканчивашь: «…мне делают подарки».

 

«Повелитель погоды»
Цель:
расслабление, снятие физического и эмоционального напряжения.
Правила игры: кто-то становится «повелителем погоды», а кто-то должен оказаться «местом погодных условий». «Место погоды» ложится, стоит или сидит, облокотившись на спинку стула, а «повелитель» делает массажирующие движения по спине, сопровождая определенным текстом. Движения создаются под историю перехода солнечной погоды в дождливую, грозовую, ветреную, а потом опять солнечную. Затем «повелитель» и «место погоды» меняются местами. Можно показать пример, начав первым.
Инструкция для детей: «Начинать нужно с солнышка, приятного тепла (этому соответствуют легкие, поглаживающие прикосновения «повелителя»). Потом появляется ветерок, он дует все сильнее, нагоняет тучи (прикосновения «повелителя» становятся более динамичными, то есть он делает круговые движения руками по всей поверхности спины). Затем небо темнеет, гремит гром, начинается дождик, он усиливается, превращается в ливень, гремит гроза (движения «повелителя» усиливаются: это уже хлопки, щипки, стремительные круговые движения). Постепенно природа успокаивается, небо очищается, появляется солнышко, а на небе — радуга («повелитель» возвращается к нежным, ласковым, поглаживающим движениям). «Повелитель» может приговаривать: «Сейчас хорошая погода, светит солнышко, поют птички, веет легкий ветерок… Он становится сильнее, качаются деревья, начинается настоящий ураган! И вот крупные капли смывают все на своем пути, потом дождь становится тише, ветер стихает, дождь прекращается… И вот снова поют птички, а на небе появляется радуга». Когда «повелитель» сделает массаж «месту погоды», поменяться ролями».

 

«Замри»
Цель:
снять физическое и эмоциональное напряжение, учиться осознавать процессы в теле, а также понимать разные темп, ритм и энергию.
Правила игры: дети выбирают себе образ какого-то животного и двигаются в его темпе, а потом замирают по команде ведущего. Можно повторить несколько раз.
Инструкция для детей: «Подумайте о животных, которых вы знаете, и выберите одного медленного (например, улитка, черепаха), одного побыстрее (например, курица, коза), одного быстрого (например, верблюд, слон, лошадь) и одного очень быстрого (например, леопард, заяц, собака). Выбрали? Начинаем спокойно двигаться по комнате в любом направлении. Дышите спокойно во время движения. Теперь я буду просить вас двигаться с разной скоростью, как разные животные, и вы должны или ускоряться, или замедляться в зависимости от моих указаний. Сначала двигайтесь, как самое медленное животное, теперь чуть более быстрое… Не забывайте дышать спокойно и оставайтесь расслабленными. Не замедляйтесь, не ускоряйтесь, удерживайте ритм дыхания. Двигайтесь во всех направлениях. Теперь ускоряйтесь, как быстрое животное, но не забывайте спокойно дышать, оставаться расслабленными. Теперь двигайтесь, как самое быстрое животное. А сейчас замрите! Повторим? Вам понравилось? (Когда все усядутся на свои места) Было сложно или просто? Почему?»

 

«Огонь и лед»
Цель:
уменьшить напряжение, научить детей расслаблять и напрягать мышцы, что позволит научиться управлять напряжением и снимать стресс.

Правила игры: по команде «Огонь!» начинать движения всем телом. Плавность и интенсивность движений ребенок выбирает самостоятельно. По
команде «Лед!» застыть в позе, в которой застигла команда, напрягая все тело до предела. Попросить представить, как застывают, замораживаются все части тела. По команде «Оттаять!» ребенок снижает напряжение и как будто медленно «тает», постепенно расслабляя все части тела. Как только ребенок становится подвижным, снова звучит команда «Огонь!». Команды
меняются несколько раз.

Инструкция для детей: «Давай поиграем в игру «Огонь и лед». Как только я скажу «Огонь!», ты должен двигаться, как языки пламени в том темпе и ритме, каком позволяет твое воображение. Как только я скажу «Лед!», ты должен тут же застыть и напрячь тело настолько сильно, насколько можешь, как будто лед сковал все твои мышцы и движения. Как только я скажу «Оттаять!», медленно снижай напряжение и расслабляй мышцы. Потом я
снова буду повторять команды, мы потренируем смену «движение–напряжение–расслабление» несколько раз. Итак, начали!».

 

«Крючки-закорючки»
Цель:
сбалансированная активизация моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, способствующая интеграции, снятию напряжения и стресса.
Правила игры: нужно занять некую странную позу, буквально скрючиться, сплести ноги-руки и провести в такой позе 5 минут.
Инструкция для детей: «Для игры «крючки-закорючки» вначале скрести лодыжки, как тебе это удобно. Затем скрести руки, соедини пальцы рук в «замок» и выверни их. Для этого вытяни руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенеси одну руку через другую, соедини ладони и возьми пальцы в замок. Затем опусти руки вниз и выверни их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижми язык к твердому небу за верхними зубами и побудь в этом положении 5 минут».

 

«Дерево»
Цель:
формирование чувства опоры, устойчивости, объединение телесных и образных фантазий.
Материалы: цветные карандаши, бумага.

Правила игры: выбирать себе удобное место в комнате, закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Попросить ребенка представить, какие корни, ствол и крона у «его» дерева. Потом — как от корней движутся питательные соки и поднимаются по стволу к листочкам, как дерево наполняется жизненной энергией. А также, как солнышко своими лучиками ласкает крону, согревает каждый листочек. После того, как ребенок проделают это упражнение, нужно нарисовать свое дерево.

Инструкция для детей: «Сейчас ты можешь походить по комнате и выбрать то место, которое кажется тебе наиболее комфортным. Теперь останься в своем удобном месте и закрой глаза. Представьте, что ты — это дерево. Любое дерево, какое возникнет в твоем воображении.
Попробуй ощутить себя им. Почувствуй корни, питательные соки, которые поднимаются вверх, к кроне. Почувствуй ствол, крону, шелест листьев. Почувствуй, как крепко корни держат тебя, какой сильный и крепкий у тебя ствол, но в то же время — гибкая и нежная крона. Почувствуй, как солнышко согревает тебя, а сейчас вернись в себя из этого образа. Теперь нарисуй свое дерево».

 

«Нарисуй свое настроение»
Цель:
научиться выражать свои эмоции через рисунок.
Материалы: бумага А4, цветные карандаши, кисточки, акварель или гуашь, стаканчик с водой.
Правила игры: предложите ребенку на бумаге карандашами или красками выразить, то есть нарисовать свое настроение.
Инструкция для детей: «Сегодня необычный день и необычное задание. Сейчас мы будем рисовать... настроение. Давай попробуем сделать это! Берем бумагу, карандаши или краски, стараемся определить свое настроение и начинаем его рисовать!»

 

/////

ХОТИТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ВРАЧЕЙ БЕЛАРУСИ ВМЕСТЕ С ЮНИСЕФ?

29 апреля 2020 г. Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, доктор Рашед Сарвар, обратился с открытым письмом к белорусскому бизнес-сообществу и всем жителям страны, чтобы вместе собрать 1,5 миллиона долларов США на экстренную кампанию по приобретению и доставке силами Детского фонда ООН медицинского оборудования и средств защиты для белорусских медиков и людей с COVID-19.

Чтобы сделать платёж прямо сейчас, пройдите по этой ссылке.