Нынешнее поколение детей и подростков не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Сегодня очень распространено такое явление, как кибербуллинг – травля в интернете, что ставит перед родителями и педагогами важные задачи, своевременно и профессионально реагировать на вызовы времени, прививать культуру общения онлайн, защищать детей от возможных опасностей в сети.
Что происходит?
Большинство детей считают: то, что они делают в виртуальном мире, остается за кадром, скрыто от общества. А вести себя там нужно так же, как и в реальной жизни. Но дети экспериментируют, прощупывают границы дозволенного, не осознавая последствий. Также дети могут общаться с опасными незнакомцами (например, с мужчиной сорока лет, который выдает себя за подростка). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией возросла необходимость в получении знаний о безопасном поведении в сети.
Не секрет, что многие родители, чтобы иметь больше свободного времени используют телевизор или компьютер для того, чтобы ребенок был занят делом и не «путался под ногами».
Что делать?
Многих трудностей можно избежать, если родители устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила:
Простые правила, которые должны донести до детей взрослые:
- Подумай, прежде чем что-либо размещать в интернете: фотографии, видео и др. материалы могут стать общедоступными и быть использованы против тебя. Хочешь ли ты, что бы определенное твое фото, видео о тебе увидели через 10 лет?
- Если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать онлайн.
- Когда ты грубишь в интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее.
- Необходимо помнить о том, что не все говорят о себе правду в интернете.
- Остерегайся сообщать привлекательную для мошенников информацию о своей семье: данные о родителях и близких, сведения о финансах, материальных ценностях, паролях, номерах банковских счетов и т.п.
- Веб-камеру включай только при общении с теми, кого ты хорошо знаешь: нечестные люди могут использовать увиденное в своих целях.
- Ограничь доступ к своему компьютеру и другим средствами интернет-связи: от твоего имени смогут действовать недоброжелатели.
Если дело касается подростка:
Родителям и педагогам необходимо перейти от контроля к сотрудничеству. Следует договариваться о правилах, учитывая аргументы самого подростка, проявлять понимание и гибкости, в отношении его желаний. В этот период именно доверительные отношения станут гарантом безопасности.
Социальные сети – важная часть жизни подростка. Отдельно обсудите вопросы, связанные с социальными сетями. Изучите вместе с подростком важные для него социальные сети, разберитесь в настройках, позвольте ребенку самостоятельно, но при вашей поддержке настроить приватность странички и другие ее параметры.
Следует уважать личное пространство подростка, в том числе и в социальных сетях. Не следует читать переписку подростка, заходить в аккаунт без спроса, менять его личные данные удалять или добавлять записи от его имени.
Задача родителей и педагогов с младшего школьного возраста развивать у ребенка ответственность за свои действия в интернете, объясняя, что в интернете, как и в мире, есть опасности.