Педагог работает дистанционно

В сложившейся эпидемиологической обстановке после каникул сели за парты менее половины учеников, родители остальных согласовывают с администрацией школ временный переход на самостоятельное или индивидуальное обучение. Учебный материал ребятам придется осваивать самостоятельно, а учителям – организовать процесс для двух форм обучения. Мы предлагаем вам несколько рекомендаций, как помочь детям получить качественные знания, сохранив при этом психологическое здоровье свое и учащихся. 

Главное - без паники! Какая бы непростая ситуация ни была - она в любом случае закончится. Вспомните, что у вас и раньше бывали трудности, и вы с ними справились. Из сложных ситуаций зачастую можно выйти победителем, если выстроить эффективную стратегию работы, грамотно распределить силы и время.

Позаботьтесь о своем психологическом ресурсе – продумайте сбалансированный режим дня с учетом обязательного времени на отдых, семью и любимые занятия, которые будут вам приносить удовольствие и положительные эмоции, иначе работа превратится в бесконечный марафон, выдержать который будет сложно. 

Попросите близких помочь вам – отнестись с пониманием, поддержать вас и взять на себя некоторые ваши домашние обязанности на ближайшее время, пока вы адаптируетесь к новым условиям работы. 

Обсудите ситуацию с коллегами – поделитесь с ними своими мыслями и узнайте, как планируют действовать они. Ситуация новая для всех, но это и хорошо – меньше шаблонов и больше возможностей для творчества!  

Ищите плюсы. Используйте ситуацию как уникальную возможность научиться и попробовать свои силы в новом формате, проявить креативность, освоить инструменты обучения, до которых ранее «руки не доходили», и добавить этот бесценный опыт в свою профессиональную копилку. 

Найдите оптимальную для себя платформу. К сожалению, на данный момент не существует единой платформы, которая бы решала все задачи школ. Вот список, которые могут оказаться вам полезными: Moodle, Schools.by, Znaj.by, Effor.by, Yaklass.by, Google classroom. Хорошо, если несколько педагогов вашей школы выберут общую платформу – так детям будет проще сориентироваться.

Используйте разные формы занятий. Существует много сервисов, позволяющих проводить онлайн-уроки в режиме реального времени: Zoom Meeting, Jitsi Meet, MyOwnConference, AnyMeeting, ClickMeeting, GoToMeeting, WebinarJam, ON24, Livestorm, Adobe Connect, Discord. Перечисленные ресурсы позволяют поддерживать контакт со всем классом, видеть друг друга, делиться экраном и вести видеозапись урока. Подумайте, как разнообразить ваши занятия в онлайн за счет использования интерактивных элементов, чтобы поддерживать интерес и внимание детей. Следует также учитывать домашнюю ситуацию и доступ к компьютеру у каждого ребенка. Список онлайн-инструментов для учителей можете найти здесь https://dyjalog.by/68-potryasayushhix-onlajn-instrumenta-dlya-uchitelej/.

Планируйте работу. Составьте план дистанционной работы учеников по вашему учебному предмету целостно, понимая, каких результатов они должны достичь в итоге, каким образом вы можете им в этом помочь и как проконтролировать. Например, в начале недели вы даете детям учебный материал и задания на неделю. В середине недели проводите онлайн-встречу, на которой отвечаете детям на вопросы и разъясняете непонятные моменты, а заодно отслеживаете активность учеников. На конец недели назначаете дедлайн по заданиям и обозначаете срок получения обратной связи по выполненной работе. 

Создайте правила дистанционного общения. Например, правила поведения на онлайн-уроке: не опаздывать, не говорить хором, не перебивать, не шуметь, “поднимать” руку для ответа на вопрос, а не просто писать в чате и т.д. В каком виде ученик должен предоставить работы, где и как задавать вопросы. Вопросы должны быть развернутые, емкие, на которые можно ответить без уточняющих. Если задание сложное, творческое или нуждается в корректировках – описать полно и понятно, что именно сделано, с какой проблемой ученик столкнулся, какая ему требуется помощь. Предусмотрите альтернативный источник связи, кроме электронного журнала, на случай сбоя. Если вы ранее пользовались каким-либо мессенджером или закрытой группой, то и через них можно организовать доступ к учебным материалам. На ваши сообщения ученикам и их родителям нужно вовремя и адекватно реагировать. Правила помогут всем участникам корректно и эффективно общаться, чтобы избежать недопонимания и конфликтов.

Создавайте свои материалы для онлайн-обучения. Это требует много времени и определенных навыков. Возможно, будет полезной виртуальная консультация «Помощь педагогу в создании электронного курса в системе дистанционного обучения», которую можно получить здесь: https://do.minsk.edu.by/mod/forum/discuss.php?d=2820.

Обращайтесь к опыту коллег. На первое время можно воспользоваться наработками педагогов, выложенными в открытом доступе. Ссылки на образовательные ресурсы, разработанные педагогами Республики Беларусь, найдете здесь http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/iz-opita-rb. Небольшая библиотека видеоуроков есть на сайте Vuchan.by/ в разделе «домашняя школа». В качестве дополнительного ресурса, с учётом различий в образовательных программах, можно использовать материал с образовательных платформ, созданных в других странах: ttps://interneturok.ru/, https://videouroki.nethttps://infourok.ru/videouroki и др. 

Используйте в работе возможности YouTube-каналов. Например, серию онлайн-уроков для школьников 1-11 классов начал транслировать образовательный онлайн-проект БГПУ «Будущие педагоги – детям» - https://www.youtube.com/user/bspuby. Там же найдете записи онлайн-уроков с заданиями для самостоятельной работы, ссылками на интерактивные упражнения или тесты по теме урока.

Давайте качественную обратную связь ученикам. Кроме оценки или набранных баллов ребенку важна развернутая характеристика его работы и достижений. Оценивайте конечный результат, а не процесс. Если в процессе что-то не получается, дайте возможность ребенку изучить материал другим способом.   

Общайтесь с родителями учеников. Самостоятельная работа – это не продолжение каникул, она требует организованности и ответственности, в том числе и от родителей. Заведите чат, где педагоги могут объяснять родителям, как построена работа, что требуется от ребенка и в какое время, сколько и когда желательно заниматься (компьютер дома может быть один и нужен работающим родителям). Будьте готовы отвечать на большое количество вопросов в первое время. Не забывайте, что сегодня переход на дистанционное обучение - это вынужденная мера. Не укоряйте родителей, что они мало занимаются с ребенком, это только увеличит эмоциональное напряжение и может привести к различного рода конфликтам. Родители делают то, что могут сделать на данный момент.

Хвалите и мотивируйте детей. Для самостоятельного освоения материала ученику необходимо желание учиться и получать знания. Критика и запугивание приводят к снижению самооценки ребенка, потере интереса к учебе и эмоционального контакта со взрослым. И, наоборот, грамотная похвала даже за небольшие успехи придадут смысл учебе и уверенность ребенку в своих силах. Подчеркивая успехи ребенка родителям, вы поможете снятию напряжения и созданию благоприятной психологической обстановки в семье ученика. От учителя же требуется доступный для понимания, интересный материал, стимулирующий ребенка к сотворчеству, к исследованию, желанию докопаться до сути. Ученик всегда больше заинтересован в том обучении, которое ему нравится и которое демонстрирует его успешность. Нестандартная подача материала и креативные задания помогут увлечь ребенка и разбудить интерес к предмету.