Детские страхи как реакция на стрессовые события

Детские страхи – это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель. Даже мы, взрослые, чего-то боимся. Часто очень эмоционально делимся друг с другом своими переживаниями, подчас забывая, что рядом с нами наши дети. Они же быстро улавливают наше состояние: тревогу, неуверенность, напряжение, волнение, страх.

Чем меньше лет ребенку, тем легче появляются страхи, вызванные различными обстоятельствами, предметами, событиями. Каждому периоду жизни ребенка присущ свой перечень страхов. Такие страхи называют возрастными. Однако, дети, пережившие нечто ужасное, могут начать бояться того, чего не боялись раньше. Как правило, дети верят в то, что их родители — вездесущие и всемогущие, а поэтому защитят их от любых несчастий. Эта вера помогает им чувствовать себя в безопасности. Но после травматических событий эта вера уже не является такой непоколебимой. Без нее ребенку гораздо страшнее жить в этом мире, и вполне обычные вещи могут напомнить о бедствии: дождь, машины скорой помощи, шумные люди, резкие звуки, звуки праздничного салюта, испуганное выражение лица. Вы не виноваты: это вина пережитого стресса.

  • Объясняйте, что произошло.

В отличие от взрослых, дети выражают свою реакцию не словами, а поведением. Поэтому они очень нуждаются в рациональном объяснении того, что с ними происходит. Детям трудно понять, что они не могут заснуть ночью из-за того, что в нескольких метрах от них взорвалась ракета. Им надо объяснить эту связь, рассказать, что испугались не только они, но и взрослые, и что этот страх не всегда проходит сразу.

  • Слушайте ребенка

Если ребенок рассказывает вам о своих страхах, не пытайтесь сменить тему разговора. Говорите с детьми о страхах, но не навязывайте им собственные тревоги: позвольте ребёнку говорить и просто побудьте слушателем.  Задавайте вопросы, не перебивайте и не обесценивайте страхи.

  • Не забываем о чувствах

Очень часто мы сталкиваемся с желанием сделать вид, что ничего не происходит. Лучше описать чувства детей словами, назвать их, объяснить, что чувствовать это нормально. Важно говорить друг с другом, спрашивать о самочувствии, интересоваться, чем можно помочь и чем хотелось бы заняться. Такие вещи помогут разрядить обстановку, создать ощущение психологически безопасного пространства.

  • Что делать взрослым?

Говорите ребенку о том, что вы все сделаете, чтобы защитить его. Если что-то напоминает ему о пережитом, и он думает, что это повторится снова, помогите понять разницу между тем, что происходит сейчас (дождь или резкий звук), и тем, что происходило во время бедствия. Если ребенок говорит о монстрах, помогите изгнать их: «Убирайся, чудовище! Не пугай мою девочку (мальчика). Вон отсюда! Я сейчас накричу на монстра — и он уйдет.» Ребенок еще не может оценить, действительно ли вы можете его защитить, но так вы сами напомните себе обо всем, что можете сделать для вашей совместной безопасности. Иногда дети боятся, что с вами что-то случится. Такие страхи могут быть и у вас. Это естественная реакция для тех, кто пережил опасность. Если вы не были с ребенком во время бедствия, его страхи могут быть еще сильнее. Старайтесь чаще говорить о том, что вам сейчас ничего не угрожает. Если опасность все же существует, расскажите, что прилагаете много усилий, чтобы ее избежать, что есть много других людей, готовых прийти вам на помощь. Подумайте о тех, кто сможет позаботиться о ребенке, если с вами действительно что-то случится. Это поможет вам меньше волноваться. Постарайтесь делать как можно больше позитивного вместе, чтобы отвлечься от тревожных мыслей.

  • Что еще нужно делать?

Самый эффективный способ – продолжать нормально функционировать и в состоянии опасности. По возможности нужно соблюдать обычный режим: вставать в привычное время, одеваться, чистить зубы, готовить завтрак. Дети особенно чувствительны к четкому распорядку дня, но он поможет и взрослым. Достаточно раз в час посмотреть новости, постоянное внимание к ним просто парализует, ведь кроме этого вы ничего не можете делать. Гораздо важнее приготовить обед, убрать квартиру, поиграть с детьми.

Вам, уважаемые родители, следует помочь ребенку преодолевать страхи. Нельзя наказывать ребенка за то, что он боится, стыдить его и называть «трусом».

В первую очередь, помните, что страх – нормальная и неотчуждаемая от жизни человека эмоция. Запрещая ребенку бояться, вы запрещаете ему чувствовать. Словами “не бойся”, “мужчины не должны бояться” и т.д. - вы не помогаете, а загоняете страх внутрь, лишаете детей возможности обсуждать эмоциональные проблемы, которые их волнуют.

Поддерживающее поведение повысит степень взаимопонимания между вами и вашим ребёнком. Тем более, помимо страха, существуют и другие, положительные эмоции, которыми в будущем ребёнок с удовольствием поделится с вами, если будет уверен, что его слышат даже во время рассказов о своих отрицательных эмоциях.