Дом для каждого ребенка

9 ноября 2011 года состоится межведомственный круглый стол «Жизнеустройство детей до 3 лет, оставшихся без попечения родителей: проблемы и перспективы», который проводится в рамках Региональной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) для стран Центральной и Восточной Европы и Средней Азии «Остановить помещение детей до 3 лет в интернатные учреждения»

Партнерами выступают Министерство образования и Министерство здравоохранения Республики Беларусь, а также Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «Hope&Homes for Children» (Великобритания).

Участники круглого стола ставят своей целью определить пути развития национальной системы защиты детства по деинституционализации детей в возрасте до 3 лет, а также:

  • проанализируют основные причины институционализации детей в возрасте до 3 лет;
  • определят механизмы обеспечения детей в возрасте до 3 лет, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства;
  • представят региональный опыт работы по деинституционализации детей в возрасте до 3 лет в Республике Беларусь.

К участию в круглом столе приглашаются депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, руководители Министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, внутренних дел, представители управлений (комитетов) здравоохранения  и образования облисполкомов, Минского горисполкома, общественные организации, приемные родители и усыновители.

Также мы будем рады видеть представителей СМИ на нашем круглом столе.

Для справки

Ранее детство – период от рождения до 3-х лет – является самой важной фазой развития в жизни ребенка. Помещение младенца в государственные учреждения вызывает серьезную озабоченность ввиду разрушающего эффекта, которое оно имеет на здоровье и развитие такого маленького ребенка. Негативное влияние на физическое и интеллектуальное развитие, эмоциональную сферу, культурные и личностные особенности ребенка, а также способности к полноценному развитию может оказаться необратимым. Практика показывает, что за каждые три месяца, проведенные в интернатом учреждении, ребенок отстает на месяц в развитии.

Защита права ребенка на проживание в семейном окружении – одно из приоритетных направлений деятельности ЮНИСЕФ. В июне 2011 ЮНИСЕФ обратился к правительствам и мировой общественности с призывом прекратить помещение детей младше 3-х лет, включая детей с особенностями развития, в интернатные учреждения.

Круглый стол состоится:

Гостиница ‘Crowne Plaza’ (ул. Кирова, 13), зал ‘Princess’, 2-ой этаж.

Время проведения 11.00-15.00, регистрация начинается в 10.30.

За дополнительной информацией обращаться в:

  • Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь
    Новиченок Юлия, координатор информационных программ, тел. 635 21 16 (velcom)
    Ананенко Марина Геннадьевна, «Защита прав детей», советник, тел. 210-46-39
  • Министерство здравоохранения Республики Беларусь
    Богдан Елена Леонидовна, начальник отдела медицинской помощи матерям и детям, тел. 222 65 98
  • Министерство образования Республики Беларусь
    Руденкова Галина Ивановна, начальник отдела социально-педагогической работы и охраны детства, тел. 200-87-50

Остановите помещение детей до 3 лет в интернатные учреждения

Призыв к действию: пришло время дать детям более подходящую возможность начать жизнь, чем начать ее в интернатном учреждении. Давайте будем работать вместе над изменением системы.

ЮНИСЕФ призывает правительства стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии прекратить помещение детей младше 3-х лет, включая детей с особенностями развития, в интернатные учреждения.

Отчет ЮНИСЕФ «Дома или «как дома?» обращает внимание на тот факт, что за последние 20 лет произошли лишь незначительные изменения в области реформы по уходу за ребенком, и пришло время прекратить практику помещения детей в государственные учреждения интернатного типа. Помещение детей младше 3-х лет в интернатные учреждения должно быть запрещено, за исключением случаев, когда это делается при крайней необходимости на короткий срок, не превышает шести месяцев и соответствует наилучшим интересам ребенка.

Нынешняя ситуация в регионе способствует этому переходу. Современные знания о влиянии интернатного ухода на развитие детей, а также о европейских стандартах в области альтернативных форм ухода за ребенком подтверждают приоритетность политики, связанной с вопросами благополучия маленьких детей, выделения необходимых средств на ее реализацию и развития услуг в этой сфере.

Мы верим, что сейчас то самое время. И нам нужно работать совместно, чтобы изменить ситуацию.

Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ

В регионе Центральной и Восточной Европы и государств СНГ наблюдается самый высокий уровень численности детей, воспитывающихся в условиях альтернативного ухода за ребенком: 1,3 миллиона детей, что составляет более одного ребенка на сотню. Количество детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в 22 странах региона делает ЦВЕ/СНГ худшим регионом мира по этому показателю. Более 626 000 детей находятся в учреждениях этого типа. В среднем уровень численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в регионе оставался стабильным с 2000 года. Однако в 12 странах в период с 2000 по 2007 он увеличился. Это означает, что, несмотря на осуществляющуюся реформу, помещение в интернатные учреждения все чаще используется в более чем половине стран региона.

Обзор базы данных TransMonee, которые имеются по 16 странам региона, показывает наличие более 31 000 детей младше 3-х лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Ключевыми факторами столь высокого уровня институализации детей в регионе (в отличие от стран с более низким уровнем), являются бедность, а также  другие социально-экономические факторы, которые оказывают большее влияние, чем защита от жестокого обращения (на которое система защиты в странах ЦВЕ/СНГ часто реагирует с опозданием). Во многих странах доля детей с особенностями развития в интернатных учреждениях составляют до 60%. В некоторых странах значительную долю детей в интернатных учреждениях составляют находящиеся в неблагоприятном положении этнические меньшинства, например рома.

Все страны региона ЦВЕ/СНГ вовлечены в реформу системы по уходу за ребенком. Однако процесс реформирования проходит медленно и с разной степенью эффективности, а достигнутый прогресс носит очень неустойчивый характер. Реформы не всегда имеют должного влияния на общую ситуацию. Трудно отрицать тот факт, что странах ЦВЕ/СНГ институализация детей является «привычкой», которая усиливается возрастающим социально-экономическим неравенством. Комитет ООН по правам ребенка выражает серьезную озабоченность этой ситуацией.

С целью повышения эффективности реформ ЮНИСЕФ призывает на приоритетной основе уделить внимание предотвращению помещения детей до 3-х лет в интернатные учреждения. Данный подход в равной степени коснется детей с особенностями развития и в течение 4-х лет сократит количество детей, помещенных в интернатные учреждения, на 20%.

Основываясь на знаниях о влиянии институлизации на детей…

Международный доклад по вопросу о насилии в отношении детей (2006 г.) отмечает негативное влияние процесса институционализации на детей, которое может включать слабое физическое здоровье, серьезное отставание в развитии, инвалидность и необратимый психологический ущерб.

Ранее детство – период от рождения до 3-х лет – является самой важной фазой развития в жизни. Взаимное влияние раннего опыта и экспрессии генов отражаются на созревании мозга. Помещение младенцев в интернатные учреждения вызывает серьезную озабоченность ввиду разрушающего эффекта, которое оно носит для раннего здоровья и развития детей. Негативное влияние на физическое и когнитивное развитие, эмоциональную защиту и устройство, культурные и личностные особенности, а также способности к развитию в целом может оказаться необратимым. Дети, которые начинают жизнь позади ровесников остаются позади них на всю жизнь!

Современное исследование зафиксировало многочисленные проблемы, выявленные у маленьких детей, взятых на попечение из интернатных учреждений в Восточной Европе. Отклонения включают различные серьезные медицинские проблемы, физические и функциональные нарушения работы головного мозга, когнитивные проблемы, задержки в развитии речи, отклонения в сенсорном, социальном и поведенческом развитии, включая невнимательность, повышенную активность, нарушение привязанности, а также синдром, похожий на аутизм.

Практика показывает, что за каждые три месяца, проведенные в интернатном учреждении, ребенок отстает на месяц в развитии.

… а также международных и европейских стандартах в области прав человека

Конвенция ООН о правах инвалидов (вступила в силу в 2008 г.) в статье 19 подчеркивает необходимость развития качественных и устойчивых альтернатив институциональному уходу, требующую перехода государственной политики от институционализации к развитию услуг на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества.

Комитет ООН по правам ребенка в своем Замечании общего порядка № 9 «настоятельно призывает государства-участники использовать практику помещения детей в специализированные учреждения только в качестве крайней меры, когда это абсолютно необходимо и отвечает наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В рекомендации Совета Европы о деинституционализации и жизни в обществе детей с ограниченными возможностями (CM/Rec(2010)2) подчеркивается, что помещение детей в учреждения интернатного типа «усиливает озабоченность относительно совместимости этой меры с осуществлением прав ребенка» и рекомендует правительствам государств-членов Совета Европы «принять все законодательные, административные и другие меры, отвечающие этой ситуации и соблюдающие принципы, сформулированные в Приложении к настоящей Рекомендации, с тем, чтобы заменить предложение институционализации услугами, предоставляемыми по месту проживания, в разумные сроки и в рамках всеобъемлющего подхода».

В Руководящих указаниях ООН по альтернативному уходу за детьми (2009 г.) подчеркивается необходимость использования учреждений интернатного типа только в тех случаях, когда это является особенно подходящим и необходимым вариантом (пункт 21), а также тот факт, что альтернативный уход за маленькими детьми, особенно в возрасте до 3 лет, должен предоставляться в окружении на базе семьи (пункт 22).

… Соблюдать принцип, допуская некоторые исключения

Руководящие указания ООН по альтернативному уходу за детьми включают некоторые потенциально допустимые исключения из принципа предоставления опеки семейного типа детям младше 3-х лет.

Первым является желательность не разлучения родных братьев и сестер: так, если нет возможности предоставить опеку семейного типа для всей группы, то лучше оставить младенца вместе со своим родственником в интернатном учреждении, чем передать его в одиночку под опеку семейного типа.

Вторая группа исключений, имеющих особую важность, касается случаев, когда помещение на попечение производится в чрезвычайном порядке или «на установленный и очень ограниченный срок с запланированной, в конечном итоге, реинтеграцией в семью или другим надлежащим долгосрочным решением».

В целом результаты исследований показывают, что, если учреждение интернатного типа соответствует определенным стандартам (которые перечислены в Руководящих указаниях ООН по альтернативному уходу за детьми), то вероятность негативного эффекта на ранее развитие ребенка в случае помещения на очень ограниченный срок относительно мала.

…Настало время реформировать систему, раз и навсегда

Пять ключевых шагов на пути к изменениям:

  1. внесение изменений в законодательство, ограничивающих помещение детей младше 3-х лет в учреждения интернатного типа случаями, когда это делается в качестве крайней меры, и устанавливающих жесткие условия для этого процесса;
  2. выделение необходимых ресурсов, отдавая при этом приоритет развитию соответствующих услуг на местном уровне, создающим альтернативные решения для детей младше 3-х лет, уделяя при этом особое внимание нуждам детей с особенностями развития;
  3. необходимое выделение средств для поддержки уязвимых семей посредством развития услуг для них и оказания им содействия;
  4. повышение потенциала и навыков персонала родильных и педиатрических отделений для оказания качественной помощи родителям новорожденных с особенностями развития и родителей из наиболее уязвимых групп, с целью препятствовать процессу институционализации;
  5. активное сотрудничество со СМИ и гражданским обществом с целью пропаганды содействия социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с особенностями развития.